Как правильно хвалить ребенка?
Каждому ребенку похвала необходима как воздух. Крайне важно, чтобы он слышал подобные фразы как можно чаще, чтобы он мог быть довольным собой. Родительские слова как эхо, своего рода «внутренний голос», остающийся с ним на всю долгую жизнь. Ту самоуверенность и похвалу, которую он получит от вас, ему больше негде будет взять. Своим поведением родители закладывают кирпич в основание здоровой самооценки. Это очень важно, так как мы, взрослые, знаем из собственного опыта: обычно в жизни приходится обходиться без похвал и одобрения от других.
Важно научиться делать это правильно.
Неправильная похвала может:
Заставить ребенка сомневаться в том, кто хвалит.
Привести к немедленному опровержению.
Заставить малыша сосредоточиться на своих недостатках.
Породить тревогу или помешать активности ребенка.
Восприниматься как манипуляция.
Чем опасна чрезмерная похвала? Этакие дифирамбы, вроде «ты самый талантливый на свете», «ты самый честный», «ты самый добросовестный», могут привести к тому, что ребенок почувствует: родители сознательно преувеличивают его заслуги, он не такой уж и добросовестный и не всегда бывает честен, уж он-то сам это знает. И в результате появляется тревога. Ребенок чувствует, что «не дотягивает» до поставленной родителями высокой планки.
Используйте следующие методы, если хотите похвалить ребенка:
Акцентируйте внимание на действиях и поступках малыша.
Из всего сделанного ребенком выберите то, что получилось по вашему мнению лучше всего.
Пользуйтесь методом описательной похвалы. Что такое описательная похвала? Это ситуация, в которой взрослый с уважением описывает, что он видит или чувствует. Тогда ребенок, услышав описание, способен сам себя похвалить.
Подведите итог: «ты хорошо потрудился», «вот, что я называю упорством», «ты можешь собой гордиться».
Уходите от глобальной похвалы, она может навредить.
Избегайте похвалы, которая намекает на слабости или неудачи в прошлом.
Убедитесь, что ваш энтузиазм пересекается с желанием ребенка достичь чего-то самостоятельно.
Если вы дали волю своей первоначальной реакции, то надо учиться дополнять ее и более глубокими наблюдениями.
Если хотите похвалить то, что и так должно было случиться, можно сказать о своих чувствах, например, «Мне очень понравилось обедать с тобой сегодня».
Избегайте фразы «я так и знал, что у тебя все получится». Вы не знали и не могли знать. А ребенок может почувствовать, что его усилия не приняли во внимание.
Принимайте ошибки детей и воспринимайте их как часть процесса обучения. Не раздражайтесь и не злитесь.
Ни при похвале, ни при критике не позволяйте себе сравнивать ребенка с кем-либо.
- Используйте похвалу от своего лица с Я-посланием: «Я очень горжусь тобой!», «Я очень рада!». «Нормальная» похвала показывает ребенку: «Мои родители видят, что я хорошо что-либо делаю». А похвала с Я-посланием: «То, что я делаю, очень важно моим родителям. Мое поведение вызывает у них хорошие эмоции. Мы одно целое». Такая похвала создает близость.