Как привить самоорганизованность?
Все родители хотят, чтобы ребенок вырос самостоятельным человеком. Но самостоятельность – это не только умение чистить зубы и одеваться без участия взрослых, но и способность принимать решения, отстаивать свое мнение, нести за это ответственность. Воспитание самостоятельности нужно начинать задолго до того, как кроха отправится в первый класс. Но как это правильно делать?
Уже в 1–2 года у крохи проявляются первые осознанные желания самостоятельных действий. Как только он понимает, что часть своих потребностей может удовлетворить сам (вылезти из кроватки, попить из бутылочки, включить свет), то старается это сделать, но в ответ может услышать первые родительские запреты: не трогай, иначе разобьешь, поставь на место, а то обольешься! Дальше – больше: стой, не ходи туда, положи на место, отдай. В 3–4 года малыш переживает первый серьезный кризис взросления, когда к нему приходит понимание: не только его поступки, но и желания могут отличаться от того, что требуют взрослые. Например, на прогулку он хочет надеть желтую футболку, но мама натягивает серую – практичнее. Неусыпный контроль и постоянное давление взрослых не только губят детскую тягу к познанию мира, но и напрочь отбивают охоту к самостоятельным действиям вообще. Довольно быстро ребенок осознает, что прикладывать усилия там, где не хочется, порой и не нужно (взрослые сделают все сами), и начинает этим пользоваться. Как избежать этого?
Дайте ребенку возможность проявить свою самостоятельность
Малыш раскидывает игрушки? Не бегите сломя голову подбирать и подавать – пусть ползет к ним сам. Размазывает фруктовое пюре по лицу? Не ругайте. Ваша задача – дать маленькому человечку возможность действовать, а значит, чувствовать себя самостоятельным.
Поощряйте инициативу
Старайтесь по возможности избегать строгих запретов – «Не бегай!», «Брось!», «Стой!», «Не мешай!» – и «предсказаний» вроде «сломаешь», «порвешь», «разольешь». Ребенок хочет помочь вам с уборкой? Не выставляйте его из комнаты, а наградите тряпкой. Желает помыть посуду? Подставьте к раковине табуретку и включите теплую воду.
Составьте распорядок дня
Жизнь по графику – предсказуема и понятна. Это именно то, что необходимо детям. Привыкание к определенному распорядку дня (подъем, умывание, уборка кровати, завтрак, прогулка и т. д.) упорядочивает жизнь ребенка. Когда такого режима нет, то он мается от безделья, а родителям приходится постоянно стоять над ним, заставляя сделать то или иное.